Быть или не быть МНС

После ликвидации ФСНП в различных СМИ стали появляться слухи, что незавидная судьба ждет и МНС. Чтобы разобраться в ситуации, корреспондент журнала «Расчет» побеседовал с хорошо осведомленным чиновником в правительстве.

Материал предоставлен журналом
«Расчет»
(№5, 2003)

Ознакомиться с содержанием номера
вы можете в разделе «Периодика»
либо непосредственно на сайте журнала
www.raschet.ru

После ликвидации ФСНП в различных СМИ стали появляться слухи, что незавидная
судьба ждет и МНС. Чтобы разобраться в ситуации, наш корреспондент Екатерина
МАЗУРОВА побеседовала с хорошо осведомленным чиновником в правительстве.

Слухи о расформировании налогового ведомства уже давно исходят из самого
министерства…

— Правильнее говорить — не расформирование, а реорганизация ведомства.

— А в чем разница?
— Предполагается, что налоговое министерство номинально перестанет существовать,
но фактически полностью не исчезнет. То есть произойдет его реорганизация. Определенных
документов в правительстве на этот счет пока нет, лежат только предложения.
Но это вопрос времени. Сейчас решается, в какое подразделение преобразовать:
подкомитет, службу, департамент. Разница в масштабности.

— Вновь образованная налоговая организация будет самостоятельной?
— Скорее всего она будет подчинена Минфину. Однако рассматривается и альтернативный
вариант — Минэкономразвития. Ведь на самом деле МНС и Минфин, к примеру, выполняют
очень много дублирующих функций. И это несмотря на то, что оба министерства
в докладе премьер-министру отрапортовали, что никакого копирования функций ни
у одного, ни у другого нет.

— И как будут разделены полномочия и функции между «старенькими»
и «новенькими» внутри министерства, принявшего налоговиков?

— Часть налоговых департаментов и управлений будет упразднена. В частности,
обслуживающие службы, хозяйственники, материальщики, может, также кадровики,
финансисты. А часть департаментов и управлений перетасуется между собой.
Если же МНС решат преобразовать в службу, то тогда она будет самостоятельной
и таких радикальных перетрясок не будет.

— Какая судьба ожидает налоговые инспекции?
— Они никуда не денутся. Налоги-то собирать надо. От самой фискальной системы
никто отказываться не собирается. Инспекции просто войдут в новую структуру.
Кардинальных кадровых изменений скорее всего не будет. Ведь ни у одного министерства
нет подобных подразделений, чтобы их с кем-нибудь сливать или тасовать.

— Неужели государству выгодно совместить функции сбора и распределения денег
в одном ведомстве?

— Такая система существует в западных странах, к примеру в Германии, Канаде,
Испании. Но, думаю, в нашей стране она сработает с точностью до наоборот — на
руку коррупционерам. Получится громоздкое ведомство со множеством функций, требующее
большего контроля. А вы же понимаете, какая комбинация выстраивается у российского
чиновника в голове, когда он сам решает, сколько собрать, потом получает эти
деньги, и он же решает, как и куда их распределить. Поэтому лучше, когда функции
разделены. Не так запутаны следы, легче найти виновного и надавать ему по шее.

— Какова подоплека всех этих телодвижений, если не рассматривать официальную
версию — административную реформу?

— Этим вопросом вы меня режете без ножа… МНС не добирает налогов, МНС не тянет
на статус министерства, МНС — потребитель… Это все несерьезно. Как говорится,
придраться можно и к столбу. Серьезная причина… если честно, не знаю, но склоняюсь
к тому, что один хорошо вам известный господин в правительстве хочет иметь полную
власть над российской экономикой. Вот и «лепит» под себя.

— Хорошо, а какие проблемы могут возникнуть у фирм, предпринимателей после
реорганизации налогового ведомства?

— Например, когда функции по регистрации фирм передали МНС, попутно обязали
всех пройти перерегистрацию. Не стали же просто перекидывать информацию из Регистрационной
палаты налоговикам. Подобная ситуация может сложиться, когда МНС войдет в состав
Минфина или Минэкономразвития. Почему не провести новую перерегистрацию? Ведь
на тот момент ведомство, которое регистрировало фирмы, не будет существовать.

— Есть конкретные сроки реорганизации?
— Это подводные течения. Я сказал, что определенных документов еще нет, значит,
пока и сроки не определены. Но произойдет реорганизация не раньше 2005 года.
В кулуарах обсуждается еще и другая отправная точка — президентские выборы (март
2004 года — прим. ред.). Но по-любому не сегодня — завтра. Да и налоговикам,
по-моему, надо еще отработать займ, выданный МВФ на модернизацию налоговой системы.
Хотя у нас любят удивлять. В этом весь эффект. Хотели удивить полицейских? Удивили.
И замечательно получилось.

— Сейчас кого-то планируете удивить?
— Ну это не от меня зависит. И про «сейчас» тоже сказать не могу.
А так — поговаривают о ГТК, Минтруде, Госкомстате, Роспатенте. Но, как говорится,
на эту тему подробности письмом.

Чиновников на душу населения
На сегодняшний день в России исполняют свои обязанности: 24 министерства, 6
комитетов, 2 федеральные комиссии, 7 агентств, 12 служб и 2 федеральных надзора.
По оценкам экспертов, в России сейчас работает более 70 миллионов человек, при
этом на госслужбе состоит более миллиона человек. То есть примерно каждый седьмой
у нас — чиновник.

Leave a Comment